Крестецкая сказка (о компании - производителе елочных игрушек "Шаг за шагом")

Сделав ставку на качество и эксклюзивное исполнение, предприниматель из Новгородской области Зинаида Джунь смогла занять свою нишу на рынке елочных игрушек.

По определению специалистов, новгородский малый бизнес моноструктурен. Он тяготеет к отраслям с быстрым оборотом средств – торговле, общепиту, сфере услуг, не особо стремясь в непростую сферу промышленного производства. Но встречаются исключения из общего правила. Зинаида Джунь, хрупкая белокурая женщина из поселка Крестцы, два года назад не побоялась взяться за создание собственного производства, да еще такого, которого в здешних местах никогда не видели. Благодаря ей на Новгородщине появилась компания, выпускающая нарядные елочные игрушки с неповторимой авторской росписью.

Зинаида Джунь

Становление нового дела проходило со всеми мыслимыми трудностями и могло бы войти в учебники для российского малого бизнеса в качестве хрестоматийного примера. Но Зинаида утверждает, что, даже зная заранее обо всех препонах, сквозь которые придется прорываться, все равно не отказалась бы от организации своего «праздничного» бизнеса.

Пирожки – это скучно

Поселок Крестцы, расположенный на трассе Санкт-Петербург – Москва, издавна жил заготовкой и переработкой леса, традиционной крестецкой вышивкой да торговлей. Но в тяжелые 1990?е годы местный леспромхоз, походив по рукам новых хозяев, обанкротился и прекратил свое существование. Фабрика «Крестецкая строчка», продукция которой имеет статус изделий художественного промысла, в лучшие времена поставляла столовое и постельное белье с традиционной вышивкой шведскому королевскому двору, в фешенебельные отели обеих наших столиц, шила кружевные наряды звездам шоу-бизнеса. Сегодня она едва держится на  плаву.

В последние годы поселок кормится другим промыслом. Кто ездил по трассе Е-95, знает: в Крестцах в любое время суток курятся дымком огромные самовары, а в самодельных контейнерах, хранящих тепло, ждут покупателей горячие пирожки. Ими торгуют и бывшие вышивальщицы, бизнес идет неплохо. Работой в десятитысячном поселке не пренебрегают.

Зинаида Джунь приехала в Крестцы из индустриального Харькова следом за мужем больше пятнадцати лет назад. Ее основная специальность – техник-технолог консервного производства – в поселке оказалась невостребованной. К продаже пирожков энергичную женщину не тянуло, а как-то кормить троих детей было нужно. И тогда Зинаида, как и многие россияне в те годы, подалась в Москву на заработки. Десять лет отстояла за прилавками столичных рынков, за это время дорогу от Москвы до поселка Крестцы на стареньком «жигуленке» изучила до последней щербинки. Когда торговля и постоянная разлука с детьми окончательно набили оскомину, она решила создать себе рабочее место рядом с домом. Бизнес-идею подкинули близкие люди. «Отец всю жизнь трудился на Украине на огромном заводе, где был небольшой цех по изготовлению игрушек. Там же работала моя подруга-художница, разрисовывавшая продукцию. Оба знали тонкости игрушечного промысла, обещали мне помогать, подсказывать», – вспоминает Зинаида.

С бору по сосенке

Предпринимательница переоценила свои стартовые возможности – накопленных денег, более 300 тыс. рублей, едва хватило, чтобы слегка привести в порядок арендованное помещение. Это заслуживает отдельного рассказа.

…Поселковая окраина заканчивается кромкой леса. Между  зеленой стеной деревьев и последними домами, на самом  отшибе стоит здание, напоминающее конюшню или склад. В прежние времена здесь располагался филиал ленинградского швейного производства.

Непонятно, как современное предприятие могло существовать и работать в таких условиях – в здании не было ни воды, ни газа. Но Зинаиде без газификации было не обойтись, выдувать стеклянные елочные игрушки без этого технически невозможно. Поселок стоит буквально на природном газе – в окрестностях находится станция подземного хранения «Невская». По словам специалистов, это самое крупное в Европе газохранилище, расположенное в геологическом разломе, которое снабжает «голубым топливом» обе российские столицы и Европу. От Зинаидиного предприятия до ближайшей газовой трубы – не более 500 метров. Но подключение оказалось ей не по  карману, как, впрочем, и большинству деревенских жителей. Пришлось просить валдайских газовщиков соорудить на будущей фабрике систему баллонного газоснабжения. Но после названной ими цены стало ясно: надо искать дополнительные средства.

В местном отделении Сбербанка заемщице отказали с порога: нет, мол, у тебя ни недвижимости, ни  поручителей, о каком кредите разговор? В областном фонде поддержки малого и среднего бизнеса вместо денег дали совет: продай машину, вот тебе и деньги! Оставалось пойти по друзьям и знакомым. Собрав около 100 тыс. рублей, Зинаида смогла привести в порядок внутреннюю часть здания, закупить все необходимое для производства елочных игрушек.

Завершая денежную тему, стоит сказать, что Зинаида Джунь так и осталась для банков неинтересным клиентом. Но специфика бизнеса (круглогодичное производство и сезонность продаж) требует постоянного привлечения оборотных средств – на закупку газа, красок, лаков. Приходится брать краткосрочные кредиты в потребительском кооперативе под немыслимый процент – 30?34% годовых, а потом «перезанимать», чтобы расплатиться за прежний долг. Так что три-четыре долга перманентно «висят» на предпринимательнице Джунь.

Кадровый вопрос

В цехе еще не осела строительная пыль, а Зинаида уже искала мастеров, чтобы запустить производство игрушек. «В Крестцах никогда не было стеклодувов, и научиться этому ремеслу непросто – нужно чувствовать стекло, иметь сильные легкие. Да только где таких мастеров взять среди поголовно пьющих местных мужчин? За стеклодувами пришлось ехать на Украину», – рассказывает Джунь. Безумный, казалось бы, замысел – заманить украинских специалистов в далеко не процветающий российский поселок – как ни странно, удалось осуществить. В Крестцы приехали четверо украинских стеклодувов. Двое так и остались здесь на постоянное жительство, уже обучили нескольких местных мастеров. Хозяйка как может помогает приезжим специалистам решать бытовые проблемы.

Набрать художниц, казалось бы, проще – измученные безработицей крестецкие женщины сами потянулись на «кастинг». Никаких многоступенчатых интервью с соискателями хозяйка фирмы не проводила: в небольшом поселке все люди на виду, поэтому любителей горячительного и лентяев она отметала с порога. Но проблема в том, что большинство надежных претенденток также оказались непригодны к работе на предприятии: традиционно в Крестцах умели вышивать, а не рисовать. Но люди нашлись – в соседнем поселке Пролетарий медленно умирает одноименный фарфоровый завод. Вдоль той же Е-95 – целые выставки посуды от «Пролетария». Те, кому надоело стоять у дороги, пришли наниматься на новое крестецкое производство.  

Каждое утро старенький микроавтобус забирает «пролетарских» художниц и везет их в Крестцы. Вечером – обратный путь. Доставка трудовых ресурсов обходится хозяйке в копеечку, но другого решения пока нет – художниц производству не хватает. Несколько местных жительниц, ранее не державших кисточку в руках, все-таки освоили ремесло, растормошив в себе детские способности к рисованию. Но все равно женские руки не успевают расписывать все, что заготовили стеклодувы. Даже в самую горячую предновогоднюю пору приходится тормозить производственный процесс, освободив от работы четырех из восьми стеклодувов.

Крестецкий почерк

Зинаида Джунь видела, что выходит не на свободный рынок – прилавки новгородских, да и крестецких магазинов ломятся от недорогого китайского и украинского товара. Но, не имея специального образования, она интуитивно выбрала единственную в таких условиях беспроигрышную бизнес-модель. Джунь решила, что не будет соревноваться с китайцами в цене: все равно не победить. При скромных объемах производства (около 200 тыс. шаров в год) прибыльность обеспечивается достаточно высокой ценой ее товара – от 300 рублей за штуку. «Игрушка покупается к празднику, который любят все, от мала до велика, значит она должна нести праздничное настроение. Это должно быть маленькое произведение искусства, штучный, эксклюзивный товар, чтобы человек не пожалел на него денег», – рассуждает Зинаида.

Изготовить такое изделие можно только из качественного сырья и при строгом соблюдении технологии. К примеру, выдувают елочный наряд исключительно из медицинской стеклянной трубки, сертифицированной, тогда никаких неприятных «сюрпризов» из-за низкого качества инструмента не произойдет. Три-четыре раза в год посылают «гонца» в Польшу, где расположено ближайшее представительство немецкой компании, выпускающей необходимые лаки и краски.

Новгородские мастера осваивают новые приемы: недавно  игрушки стали украшать жемчужным бисером, подумывают об инкрустации стразами. По мнению авторов игрушек, мало-помалу выкристаллизовывается особый, крестецкий почерк росписи. «Пройдитесь по магазинам. Если повезет, встретите на прилавке среди китайского ширпотреба нижегородские игрушки. Они тоже очень интересные, но отличаются от наших более строгой росписью и колером. И с игрушками из Клина и Зеленограда наши не спутаете», – уверена Джунь.

Но главная изюминка крестецских новогодних игрушек вовсе не в качественных красках и серебряной «одежке», а в сюжетах росписи. Джунь решила сделать ставку на национальную тематику. У приезжающих на экскурсии ребятишек глаза разбегаются, когда они видят лакированные шары – царственную жар-птицу, конька-горбунка с чудесной гривой, лихую тройку с бубенцами. На фабрике выпускают целые тематические серии: сказки Пушкина, герои новгородских былин (Василий Буслаев, Садко, Любава), российские храмы и монастыри.  В ассортименте маленькой фабрики более 200 видов игрушек серийного производства.

Другое верно найденное направление – изготовление продукции по индивидуальным заказам. «Приехал к нам в прошлом году пожилой мужчина из Новгорода, заказал набор игрушек со старинных рождественских открыток. Так он решил порадовать своих детей и внуков, давно живущих в Америке. Просьбу его выполнили, подарок удался», – вспоминает Зинаида. Но чаще выходят на связь корпоративные клиенты. Предпринимательница заметила: появляется мода на елочные украшения с логотипами преуспевающих фирм. Среди ее заказчиков –  банки, строительные и страховые компании, рестораны из Новгорода, Москвы, Петербурга и городов-миллионников.

О пользе партнерства 

Организовать каналы реализации товара оказалось ничуть не легче, чем запустить производство. Сначала Зинаида намеревалась прибегнуть к  поддержке  региональной торгово-промышленной палаты, но для маленького бизнеса членство в палате финансово обременительно. Предпринимательница ездила в столицу искать оптовых покупателей, а ночами перелопачивала специальные издания –  «Товары и  цены», «Оптовик». Однажды ей крупно повезло – она нашла одну из московских оптовых баз, занимающуюся в числе прочего елочными украшениями. Так у нее появились партнеры, о которых можно только мечтать. Понимая, как сложно небольшому производителю пробивать себе дорогу, оптовики разместили на своем сайте информацию о крестецкой фабрике и ее продукции. E-mail стал «окном в Европу», благодаря которому о крестецкой игрушке узнали многие потенциальные заказчики.

Но настоящий прорыв случился в сентябре прошлого года, после общероссийской профильной выставки в Центральном Доме художника, куда московские оптовики пригласили свою партнершу. Зинаида отнеслась к предложению ответственно,  собрала на стенд всю самую лучшую и любимую продукцию.  Маленькая в масштабах выставки экспозиция привлекла внимание корреспондентов центральных телеканалов. Из их репортажей о новгородской фабрике узнала вся страна; вскоре в Крестцы посыпались звонки из Рязани, Ставрополя, Петрозаводска.

Сегодня количество заказов на эксклюзивную продукцию превышает возможности производства. Только «развязались» с медведями («Единая Россия» сделала большой заказ на игрушки с изображением своего символа), как на связь вышла одна из структур РАО «ЕЭС России». Предложенный художницами вариант «фирменного» шара (на черном лаковом фоне – карта России, светящаяся золотыми точками энергетических объектов компании) произвел должное впечатление. А вот другому весьма солидному заказчику, посольству Германии в Москве, пришлось отказать. Просто на все не хватает рук.

Под знаком «красного петуха»

Два месяца назад случилась катастрофа – фабрику подожгли. Здание загорелось под утро одновременно с двух сторон. Похоже,  злоумышленники знали самые уязвимые места: огнем уничтожены цех художниц и склад готовой продукции.  Погибли образцы игрушек и трафареты, собранные за два года. Обгорели или утратили товарный вид игрушки почти на 600 тыс. рублей. Ущерб для небольшого бизнеса весьма чувствительный. Несмотря на то что на первом снегу, выпавшем в ту октябрьскую ночь, четко отпечатались следы поджигателей, виновные не найдены до сих пор. Зинаида думает, что кому-то она встала поперек дороги со своей активностью и жизнестойкостью и ее решили проучить, как  нередко поступают с чужаками.

Но упрямая Зинаида Джунь («Я ведь Козерог по гороскопу!») от своего не отступилась. В горячую предпраздничную пору работа фабрики практически не останавливалась ни на один день. Художниц временно перевели в соседнее помещение, а их цех восстанавливали буквально сутками. Он уже запущен, стал даже удобнее и комфортнее. Только запах гари напоминает о недавней беде.

До поджога уверовавшая в свои силы бизнесвумен строила планы – пора было расширять производство, покупать транспорт, осваивать новые виды продукции. К примеру, намеревалась взяться за производство искусственных елок: не нравятся ей китайские.

Собиралась также освоить выпуск мишуры и другие украшения для новогодней ели. Теперь задуманное придется отложить. Но лишь на время. Упрямая Зинаида не сомневается, что у нее все получится.