Город Конфуция - ЦюйфуЦюйфу, недалеко от Цзинина (провинция Шаньдун), родной город, пожалуй, самого влиятельного и знаменитого человека, когда-либо жившего в Китае, Конфуция.

Учитель Кун (Кун-цзы) родился и умер в Цюйфу, а его потомки проживали здесь в течение 2500 лет. На семейном кладбище Кун похоронено 78 поколений родственников Конфуция. Первый сын, родившийся в 77 поколении, был изгнан из Китая коммунистами в 1948 году. Члены семьи, которые оставались в Китае пережили нападения хунвэйбинов. Один из прямых потомков разрешил двум конкурирующим между собою компаниям по производству алкогольных напитков использовать имя Конфуций для рекламы продукции. Современные жители Цюйфу гордятся тем фактом, что Конфуций их земляк.

Город Конфуция - ЦюйфуНа шоссе в Шаньдуне много указующих знаков в Цюйфу, поскольку город – место, интересное в туристическом отношении.

Цюйфу — родина не только Конфуция, но «Божественного земледельца», Шэнь-нуна, одного из Трех Великих (Фу-си, Шэнь-нун, Хуан-ди), важнейших культурных героев в мифологии и религии Китая. Древнейший город являлся важным центром для древнего государства Шан-Инь, столицей государства Лу. 300 ценнейших исторических реликвий находятся под национальной защитой. Храм Конфуция (Кун Мяо), семейный особняк семейства Кун (Кун Фу) включающий 463 здания, залы, башни, павильоны, сады, где проживали потомки Учителя, и кладбище (Кун Линь), на котором похоронен великий мыслитель и его потомки, — три главных достопримечательности Цуфу, оцениваются как мировое культурное наследие.

Город Конфуция - ЦюйфуОснование Кун Мяо (Храм Конфуция) относят к пятому веку до нашей эры. Вскоре после смерти Учителя Куна принц государства Лу по имени Ай освятил дом Конфуция. Но в то время Конфуций был ещё в значительной степени неизвестен вне государства Лу. Ко 2-му столетия до нашей эры слава начала распространяться благодаря первому императору из династии Хань Гао-цзу, который почтил память мудреца в 205 году до нашей эры жертвоприношениями. Он подал пример другим императорам и высокопоставленным лицам, и в течение тысячи лет было построено немалое количество зданий, со временем они разрушались, горели, подвергались актам вандализма, но вновь бережно восстанавливались. Императоры посещали Кун Мяо после вступления на престол, в ряде других знаменательных случаях. Оригинальный дом Конфуция с тремя залами удалили из комплекса во время очередной реконструкции, в 611 году.

Город Конфуция - ЦюйфуВ том виде и масштабе, в каком можно видеть Кун Мяо в сегодняшние дни, в значительной степени оформился с начала 16 столетия, когда храм был в очередной раз отстроен после пожара, возникшего в 1499 году из-за попавшей в него молнии. В то же самое время построили ещё один грандиозный комплекс – Запретный Город в Пекине, и между двумя архитектурными ансамблями легко провести аналогии. С точки зрения цветового решения, в обоих случаях – красные стены, желтые крыши, белая мраморная кладка. Осевое расположение с севера на юг с последовательно расположенными внутренними дворами (девять внутренних дворов в Кун Мяо) – другая конструктивная особенность, характерная и для Запретного Города и для Кун Мяо.

Город Конфуция - ЦюйфуПосетитель входит на территорию комплекса через последовательно расположенные ворота на южной стороне. Самые южные ворота Линсин или Небесные Ворота, известная древняя структура, примеры которой можно видеть в разных местах. Чаще всего Линсинмэнь ставили перед мавзолеями, алтарями и храмами, посвященными императорам. Ворота состоят из балюстрады и декорированных балок. Пространство между колоннами заполнено перекладинами, которые либо заблокированы стеной или оставляется открытыми, с воротами, что символизирует доступ к небесам, иначе когда-нибудь покойный мог свободно подняться на небеса, «пройдя» через ворота. Перед конфуцианскими храмами Линсинмэнь олицетворяют готовность конфуцианской школы принять людей достойных и талантливых. В любом конфуцианском храме присутствуют Ворота Лисин, (в переводе с китайского языка, лин — косяк (дверной), син — звезда, небесное тело), название предполагает, что Конфуций – Звезда.

Здания внутри храмового комплекса, — великолепные архитектурные произведения, -изящные павильоны, царственные залы, величественные ворота. Каждый побывавший на территории комплекса понимает несравненную роль жизни и учения Конфуция для китайской культуры.

После прохождения четырех внутренних дворов, оказываешься перед Залом Литературной Звезды (Куйвэньгэ), в котором на втором этаже сохраняется роскошная библиотека, собранная многими китайскими императорами и учеными людьми. Двухэтажное здание построили в 1018 году, в годы правления династии Сун, при императоре Тяньси, и тогда оно так и называлось «Зал Собранных Книг». Император Тай-цзун из династии Цзинь изменил название на Куйвэньгэ, после восстановления зала (Куй легендарное созвездие, согласно китайским мифологическим воззрениям, покровительствующее литературы и культуры, куйвэнь — литература).

Зал Дачэн (Дачэндянь, Зал Великого Достижения) – главный зал комплекса, самое высокое здание на территории Кун Мяо, и один из трех самых больших древних храмов в Китае. Дачэндянь олицетворяет Величайшего Мудреца, каковым являлся Конфуций. Формально Дачэндянь расположен на территории Кун Мяо идентично Залу Высшей Гармонии в Запретном Городе, в котором находился тронный зал императора. Четыре башни, расположенные по углам четырёхугольного двора – архитектурная особенность, которая сохранялась только для правителей, и это лишний раз укрепляет идею, что в Кун Мяо почитают человека, равного по статусу императорам и богам. Перед залом находится Алтарь Абрикоса (Синтань), где как говорят, Конфуций проповедовал.

Кун Мяо, безусловно, завоевал известность благодаря Конфуцию, но, кроме того, он является собранием богатейшей художественной коллекции, — представительной архитектуры, прекрасной каменной скульптуры, каллиграфических работ.

Кун Линь (Лес (Роща) Конфуция), историческое кладбище семьи Кун, крупнейшее и старейшее семейное кладбище в Китае. Эксперты полагают, что более чем 100 000 человек из семьи Кун похоронены в Кун Линь.

Один автор как-то сказал о Кун Линь, что это пешая экскурсия в прошлое Китая. Лес кладбища, по существу, исторический ботанический сад, поскольку каждый конфуцианский студент посадил здесь какое-нибудь дерево, привезя его со своих родных мест. Другие высаживали деревья в знак почитания или по повелению императора. В результате в лесу растет по одним оценкам 20 000, по другим – 100 000, видов деревьев, многие из которых датируются временем правления династии Сун. Безусловно, каждое дерево в лесу, имеющее культурную ценность, находится под защитой, и стоит ли говорить о том, что Кун Линь — то место, которое может служить источником сырья для изготовления кухни из массива натурального дерева? Правда лес за столетия не раз находился в плачевном состоянии, однако люди высаживали новые деревья, и общая площадь лесных угодий была расширена почти в три раза. Страшный цикл разрушений Кун Линь последовал во время Культурной революции, особенно в конце 1960-х годах, когда хунвэйбины превратить в развалины много мест в Цюйфу, включая могилу Конфуция, и другие знаковые места в лесу. С конца 1970-х годов и до нашего времени Кун Линь восстанавливается.

В течение столетий, последователи учения Конфуция установили в честь Учителя и других ученых многочисленные структуры, скульптуры, стелы, арочные проходы. Место погребения Конфуция находится под холмом, заросшим травой, в окружении низкой стены, почти в центре леса. Выше могилы – стела, хотя поврежденная в годы Культурной революции.

Надпись на могиле Конфуция датируется 1443 годом: «Могила Властителя Непревзойденного Литературного Мастерства, явившего Достижение Мудрости», сделана она при правлении императора династии Мин Чжу Цичжэне. Сын и внук Конфуция похоронены поблизости.

Как в случае с императорскими могилами в Китае, в лесу пролегает духовный или божественный путь, между мандариновыми деревьями и скульптурами животных, которые символически оберегают могилу Мудреца.